Пятница, апреля 19, 2024

razachki«Казачество» против Украины в украинских государственных структурах.

Лидеры пророссийских организаций, не признающие идеи независимости Украины и близкие по взглядам к российским фашистам, пользуются поддержкой власти, сопровождают Януковича и «работают» в военных училищах. Хотя эта работа не системна и эпизодична, украинские патриотические организации и такой возможности не имеют.

Укоренившийся в общественном сознании «казацкий миф» о свободолюбивых воинах — защитниках христианства и родной земли, существенно влияет на восприятие реальности не только рядовыми гражданами, но и представителями органов власти.

Если одетые в форму люди называют себя «казаками», то вместо пристальной проверки на наличие признаков незаконного военизированного формирования, их стремятся привлечь к сотрудничеству. Поэтому вполне ожидаемо, что под видом «казачества» скрываются не только компании щедро декорированных самодельными орденами «казачьих полковников» и «генералов» среднего возраста, но и отнюдь не карикатурные оппоненты украинской государственности.

Продолжая традиции «предшественников», начатые еще во времена Леонида Кучмы, Кабинет Министров Украины своим постановлением от 1 августа 2011 года № 885 создал Координационную Раду по вопросам развития казачества в Украине.

Этот консультативно-совещательный орган участвует в разработке нормативно-правовых актов по вопросам развития казачества, вносит рекомендации по его вовлечению в процесс военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, преодолению последствий чрезвычайных ситуаций, охраны общественного порядка и государственной границы.

В состав возглавляемого Министром обороны Украины Координационной Рады входят руководители общественных организаций, «уставная деятельность которых связана с возрождением традиций казачества в Украине».

В то же время Постановление КМУ закрепляет должность секретаря Рады, который, согласно бюрократических традиций, является реальным «мотором» ее работы, за Главным атаманом международной общественной организации «Верное казачество».

razachki_1

В свите Президента. Кружком обозначен Алексей Селиванов, лидер радикально пророссийского «Верного казачества», которое пытается проникнуть в украинские госструктуры

Деятельность «Казацкой Рады», которая сейчас предлагает усилить связи армии с казачьими организациями, осуществлять комплектование Вооруженных Сил призывниками из казаков и просит правительство выделить ресурсы для системной военно-патриотической работы, освещается на официальном сайте Министерства обороны (последняя запись датируется 26 сентября прошлого года -). Интереснее, однако, заглянуть на интернет-страницу признанной «равнее других» казачьей организации Верного казачества.

Становится вполне очевидным неортодоксальность видение Верными казаками украинского патриотизма. Они ставят целью своей деятельности объединение «искусственно разделенных России, Украины и Беларуси» в христианское православное государство, защиту своих граждан от «пропаганды порока». И при этом проводят совместные мероприятия с Киевским военным лицеем им. Богуна, который теоретически должен воспитывать в подростках, которые там учатся, офицерскую элиту Украины.

Создание «православной державы» связано не только с организацией многочисленных встреч с духовенством, баллов и спортивных мероприятий, о которых сообщает сайт.

Для членов организации предусмотрена система званий (скопированная с соответствующей системы казачьих войск Российской Империи) и отличий. При этом среди оснований награждения называются «успешная оборона храма», «захват вражеского флага», «продолжение борьбы при получении ранения». И это не пустые декларации.

Во время посещения Патриархом Московского и всея Руси Кириллом в Украине летом 2009 года к активистам УНА-УНСО, протестующим против визита, приблизились казаки в униформе и начали выкрикивать «Святейшему патриарху Кириллу трижды: любо! любо! любо!». Завязалась словесная перепалка, которая быстро переросла в схватку, правда, оперативно прекращенную сотрудниками милиции. Но дело было сделано. Заголовки об украинских националистах, встретивших Патриарха дракой, стали темой дня в СМИ. Участников конфликта с другой стороны особо не отмечали.

Работа в составе совещательного органа при Кабмине не повлияла на поведение «Верного казачества». В День украинского казачества 14 октября 2012 года активисты организации в знак поддержки «славянского единства», читай — русского империализма, вышли на Софийскую площадь в Киеве с флагами Украины и России. Очевидно, чисто случайно место проведения акции было выбрано на пути передвижения колонны организованного Всеукраинским объединением «Свобода» марша в честь 70-й годовщины создания Украинской Повстанческой Армии.

После завершения марша группа из числа его участников вступила в конфликт с казаками, который, опять же, оперативно пресекли сотрудники милиции.

В отличие от предыдущего случая сам инцидент не получил широкой огласки в СМИ. Зато 13 декабря 2012 года Посол России в Украине Михаил Зурабов наградил юного члена Верных казаков «памятным часами «президент России» в знак благодарности «за недопущение осквернение российского флага националистически настроенными силами в Киеве».

Хаос и анархия

С другой стороны, представление о мощной «пятой колонне», сложившееся о пророссийских казачьих структурах, успешно инфильтрируется в силовые органы государства, которое может сложиться при прочтении описанного сюжета, не совсем соответствует действительности.

Отдельные случаи встреч «казаков» с допризывниками остаются эпизодическими проявлениями активности местных ячеек, а не реализацией государственных мероприятий.

Попытки Главного атамана «Верного казачества» Алексея Селиванова объединить разрозненные казачьи структуры под собственным руководством встретили сопротивление, в том числе и в среде пророссийских казачьих организаций. Еще в конце 2011 года Харьковская губернская казачья община публично заявила о своем выходе из состава Верного Казачества; есть и другие местные казачьи организации, менее публичные, но не менее категоричные в отстаивании собственной автономии.

Не слишком помогает даже авторитет Синодального отдела Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) по пастырской опеке казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи, должность секретаря Рады атаманов при котором также занимает Селиванов.

Например, представители Союзка казаков Украины «Войско Запорожское» (объединяющего «Казачье Войско Запорожское Низовое» и Харьковско-Слободскую Паланку) пожаловались на «притеснения» со стороны Синодального отдела УПЦ и Селиванова руководителю Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви Митрополиту Ставропольскому и Невиномысскому Кириллу во время посещения последним острова Хортицы 24 августа 2012 года.

В пророссийских казачьих структурах происходит постоянное броуновское движение, частично в результате конфликтов между многочисленными конкурирующими организациями Донских, Кубанских, Терских казаков, связи с которыми поддерживают казаки в Украине.

Иногда внутренние противоречия выливаются в публичное пространство. Например, в октябре 2012 года Союз русского народа (правопреемник дореволюционных «черносотенцев») заявил о роспуске своего Бердянского отдела, при котором действует Войско верных казаков Черноморских им. генералиссимуса А.В. Суворова, за «попытку пропутинского переворота» в организации. Правда, это не помешало «верным черноморцам» продолжать свою деятельность уже самостоятельно.

 Лидеры некоторых пророссийских казачьих структур без всякого пиетета разговаривают с официальными представителями России. Так, весной 2011 года Генеральный консул России в Симферополе Владимир Андреев назвал провокатором старейшину Казачьей общины «Соболь» Виталия Храмова.

razachki3

«10 февраля 2013 года, в день памяти Александра Сергеевича Пушкина и в день, когда Православная Церковь отмечает память Русских Новомучеников и Исповедников, в Украинском ГОСУДАРСТВЕННОМ центре внешкольного образования состоялся молодежный бал.

Последний, вместе с другими лидерами пророссийских организаций, которых критиковал российский дипломат, обвинил его в незаконной избирательности при распределении средств, поступающих из России на поддержку соотечественников. «Старейшина» не только поссорился с Генконсулом РФ, но и вызвал недовольство тогдашнего главы Крыма, ныне покойного Василия Джарты. Тогда власть крайне негативно оценила роль Храмова в инциденте, связанном с несанкционированным установлением креста возле города Феодосия, который завершился масштабным столкновением активистов казачьих организаций и сотрудников милиции в июле 2011 года.

В результате Храмов сначала был осужден за разжигание межнациональной розни, а в сентябре того же года был депортирован в Россию с запретом въезда в Украину в течение 5 лет:

razachki4

«Чемодан — вокзал — Россия»: бизнесмену В. Храмову указали на дверь решением суда

Не стоит преувеличивать не только дисциплинированность, но и «силовой потенциал» казачьих структур. Обычно, если речь идет о реальной угрозе столкновений с противником, а не возможности покрасоваться в парадной форме, казачьи структуры способны мобилизовать три — четыре десятка «бойцов».

 Некоторое исключение — уже упомянутые события под Феодосией, в которых приняло участие до двух сотен активистов. Однако, следует заметить, что после жесткой реакции со стороны правоохранителей, подобные инциденты с тех пор не повторялись.

 Крутились какие-то «казаки» и на месте недавнего резонансного конфликта вокруг храма в Новоархангельске Кировоградской области, который у прихожан УПЦ КП захватила УПЦ МП. Но когда дело дошло до драки, в дело вступили не они, а «Беркут».

Откуда взялись?

Участники пророссийских казачьих организаций не были заброшены в Украину на парашютах и не проникли через Брянский лес. Можно сколько угодно иронизировать над концептом «отдельного от русских и украинцев православного казачьего народа», «донцами» Крыма или «терцами» Харькова. Но для некоторых жителей Украины, прежде всего ее южных и восточных регионов, «изобретение традиций» в такой форме помогло справиться с психологическим шоком от распада СССР, найти точку опоры в новой социальной реальности.

Они недолюбливают современное украинское государство, но, во всяком случае, не собираются с ним бороться. Общее количество «казаков» в Украине измеряется скорее сотнями, чем тысячами. Уже в силу этих факторов они не создают слишком серьезной угрозы. Конечно, только при условии, если казачьи лампасы не станут основанием для особого отношения со стороны власти или индульгенцией для нарушителей закона.

Петр Буртянский, TEXTY.org.ua

You have no rights to post comments