Воскресенье, декабря 22, 2024

zapsГаличина «делегировала» за днепровские пороги двух культовых гетманов и, не исключено, Богдана Хмельницкого, ориентированного на Западную Европу.

Некоторые историки, не слишком жалующие украинцев, утверждают, что запорожское казачество по духу и подобию было больше сродни донскими «собратьями», чем «ополяченным» галичанам. На самом же деле запорожцев, защитников украинской нации, с донскими казаками, которые всегда усердно демонстрировали верноподданничество правителям России, не связывали никакие масштабные политические проекты, кроме ситуативных военных интересов.

Зато многочисленные конфликты между Запорожской Сечью и Донским войском, включая территориальные, часто приводили к жесткому противостоянию. Что уж говорить о современных потомках Стеньки Разина, которые гордятся своими хроническими украинофобскими настроениями, за что несколько их предводителей даже объявляли в Украине персонами нон грата.

Зато Галичина «делегировала» за днепровские пороги таких культовых казацких предводителей, как гетман Дмитрий Вишневецкий — основатель Запорожской Сечи и выдающийся полководец Петр Сагайдачный.

«Сечевики» земли Галицкой

Не только в эпоху расцвета степного рыцарства, но и в печальные времена регресса западные украинцы всячески берегли славные сечевые традиции. После длительного, более чем столетнего, застоя, вызванного поражением гайдаматчины в Центральной Украине, именно в Галичине возродилась первая «Сич» со статусом спортивно-культурно-просветительского общества, основанная 5 мая 1900 гдао Кириллом Трилевским в покутском селе Завалье. Новоявленные «запорожцы» ревностно придерживались исторических традиций и обычаев казаков-запорожцев, и в течение следующих трех лет уже имели свои ячейки по всей Галичине, а также — на Буковине и Закарпатье.

Перед Первой мировой войной казацкие знамена объединяли 80 000 преданных национальной идее западных украинцев, в основном молодого возраста. Активные участники «Сечей» вскоре стали основой Легиона украинских сечевых стрельцов и главной военной опорой Западно-Украинской Народной Республики. Между прочим, реинкарнация казачества на берегах Днепра началась значительно позже, только в 1918 году, когда украинское национальное правительство зарегистрировало устав первой киевской «Сечи».

Правда, с приходом на Печерские холмы большевиков еще неокрепшее казацкое движение на Приднепровье накрыла очередная волна упадка. В Галиции, несмотря на преследования польской оккупационной власти, «Сечи» удалось продержаться до конца 20-х годов.

Заслуги галичан в возрождение казацких идей в первой половине ХХ века высоко ценят до сих пор. «Ко мне и моим коллегам — Ивану Миронюку и Михаилу Сегедину, соавторам научно-популярного издания „Казачество и Западная Украина“, которое недавно вышло в свет, обратились с просьбой прислать материалы о деятельности „Галицкой Сечи“ инициаторы создания экспозиции казацких куреней в расположенном на Хортице Музее истории запорожского казачества, — рассказывает прикарпатский исследователь, кандидат исторических наук Богдан Гаврилов.

— И мы уже направили музейщикам интересный, местами эксклюзивный, иллюстративный материал к этой книге, изданной прежде всего при содействии научно-образовательного Центра украинского казачества имени Семена Высочана при Прикарпатском национальном университете».

Гетманы с большой буквы

— Богдан, об украинском казачестве уже писано-переписано — от Николая Костомарова до Владимиру Грабовецкого. Что заставило и вас с коллегами взяться за эту тщательно исследованную предшественниками тему?

— Знаете, когда мы разрабатывали источники, систематизировали материал для книги, иллюстрированной более тремястами фотографиями и рассчитанной на широкий круг читателей, интересующихся героическим прошлым западноукраинских земель, многие даже из образованных наших земляков не понимал, о чем идет речь. «Казаки в Галичине? — скептически переспрашивали они.

— Ну что вы придумываете? Это все равно, что искать следы повстанцев в Запорожье». Но иронический тон сразу исчезал, когда я называл только несколько фамилий. Например, гетмана Дмитрия Вишневецкого (известного в украинском народном творчестве под именем «Байда»). Он родился в поселке Вишневец Збаражского района на Тернопольщине в ХVI веке и, как известно, построил на Днепре первое укрепление, которое впоследствии стало базой Запорожской Сечи.

После успешного штурма турецкой крепости Ислам-Кермен в 1557 году Дмитрия Вишневецкого османы назвали врагом № 1 своей империи. После ранения в одном из боев под Сучавой неверные молдавские бояре передали его в Стамбул в подарок султану. Там гетман отклонил предложение Сулеймана Великолепного (кстати, его жена, знаменитая Роксолана, умерла за 5 лет до этого) перейти на службу к туркам и после жестоких пыток был казнен 21 октября 1563 года.

По свидетельствам польской «Хроники Мартина Бельского», Вишневецкого сбросили вниз с крепостной башни, но при падении он зацепился за крюк, вмурованный в стену, и в муках провисел на нем еще три дня, проклиная чужую веру, пока его не пристрелили из лука.

Подвиги и героическая смерть этого отважного гетмана, выходца из Галиции, который отстаивал национальные интересы всех украинцев, стали яркой страницей летописи отечественного казачества, аналогов которой в мире нет.

— Не меньшей славой, как известно, пользуется еще один уроженец Галичины — гетман Петр Сагайдачный.

— Да, он родился в семье украинского православного шляхтича в селе Кульчицы на Львовщине примерно через 7 лет после казни Дмитрия Вишневецкого. Прежде гетман Конашевич-Сагайдачный прославился во время Хотинской битвы, где в 1621-м объединенные польсоко-казацкие силы разгромили двухсоттысячную армию турецкого султана Османа II. Еще раньше, в 1618 году, Сагайдачный, дойдя с войском до Арбатских ворот, совершил успешный поход на Москву, который закончился перемирием между Россией и Польшей.

«Прозападный» Хмельницкий

— Между тем деятельность обоих этих гетманов-галичан связана преимущественно с Надднепрянщиной, и они, наверное, мало повлияли на распространение казачества в родных краях.

— Этот процесс приобрел массовый характер несколько позже, во время освободительной войны украинского народа, возглавляемой Богданом Хмельницким. Стоит заметить, что его место рождения документально не подтверждено, хотя большинство исследователей все-таки предпочитают хутор Суботов на Черкасщине. Немало сторонников имеет и версия о рождении казацкого полководца в замке города Жовква на Львовщине, где ему даже установлена ​​памятная доска «от земляков». Известно, что там при дворе коронного гетмана Станислава Жолкевского жил его отец Михаил, и уже оттуда он переселился к Корсунь-Чигиринскому старосте Ивану Даниловичу.

В период подъема национально-освободительной борьбы против польского гнета, еще до прихода войск Богдана Хмельницкого, во многих населенных пунктах Галичины создавались повстанческие отряды для поддержки единокровных братьев-надднепрянцев. Они нападали на польские гарнизоны, чтобы добытые трофеи передавать казацкой армии, наступавшей с востока. Местные повстанцы также помогали штурмовать местные хорошо укрепленные крепости. Ряды войска Богдана Хмельницкого пополнили тысячи галичан из таких известных повстанческих центров, как Зборив, Збараж, Бережаны, Бучач, Теребовля и другие.

Исторические источники также свидетельствуют, что существенное влияние на оказачивание западноукраинского населения имело вооруженное восстание прикарпатцев под руководством Семена Высочана, которого называли «Хмельницким Галицкой земли». Его пятнадцатитысячное войско в 1648 году захватило прочный опорный пункт польской шляхты в предгорье Карпат — Пнивскую крепость. Впоследствии Высочан воевал на Приднепровье под руководством Ивана Богуна, отличился при обороне города Лысянка на Черкассщине и удостоился звания казацкого полковника.

— О руинах Пнивского замка и попытках его восстановления читателям «УМ» известно из интервью известного Ивано-Франковского архитектора-реставратора Зиновия Соколовского. Пожалуй, не лучше обстоят дела и с другими историческими объектами Прикарпатья, связанными с казацкой эпохой.

— Время и равнодушие, к сожалению, прилагаются к разрушению замков, крепостей и других исторических мест того периода: спасать удается единицы из них, теряем — десятки. Значительно лучше ситуация с сохранением памятников выдающимся казацким деятелям. Наверное, потому, что почти все они изготовлены не так давно — в течение прошлого века. Например, в Ивано-Франковской области установлены четыре памятника и бюста Богдану Хмельницкому — в селах Залуква Галицкого, Тыжилив Калушского и Ныжнив Тлумацкого районов и в поселке Ланчин. Был еще пятый — в селе Горохолин Богородчанского района, но его постигла злая судьба.

Этот памятник, несколько уменьшенная копия знаменитого монумента гетману на Софиевской площади в Киеве, — особенный. Его в 1967 изготовил местный столяр Степан Удут — из чего бы вы думали? — из деревянных липовых брусков. Он мне рассказывал, что сначала сварил в кузнице металлический каркас, а затем дома под навесом в течение года монтировал из деревянных брусков и достаточно точно воспроизвел фигуру гетмана на лихом коне.

Работу горохолинского мастера торжественно установили возле колхозной конторы, и, видимо, стояла бы она до сих пор, если бы не спохватился КГБ. Советские спецслужбы вспомнили, что Степан Удут принадлежал к ОУН-УПА и отбывал наказание в ссылке, то есть оставался для кагебистов враждебным элементом.

К тому же горохолинский Богдан Хмельницкий тоже оказался «политически неблагонадежным», поскольку указывал булавой не на московский Восток, как киевский оригинал скульптора Михаила Микешина, а на европейский Запад. Итак, по приказу компартийной власти его тайно снесли и уничтожили в середине 70-х годов прошлого века. Осталась лишь фотография этого памятника, изготовленного талантливым народным умельцем и непокоренным украинским патриотом.

Иван Крайний«Україна молода»

Перевод: «Аргумент»

You have no rights to post comments