Четверг, апреля 25, 2024

rus_pravoslavie2_0Вопрос о происхождении имущества РПЦ для многих тайна за семью печатями. Вся информация о доходах приходов и отдельных священнослужителей закрыта. Но мы видим, что одни священники ведут аскетический образ жизни, а другие начинают походить, скорее, на удачливых предпринимателей, чем на духовных пастырей. И это вызывает вопросы уже внутри самой Церкви.

По поводу имущества РПЦ и её отношения к роскоши существует официальная точка зрения, озвученная председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиреем Всеволодом Чаплиным.

«Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным», – полагает он. Тех же, кто упрекает духовенство в роскоши, протоиерей Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой: «Продолжая мысль... можно прийти и к тому, чтобы раззолотить купола, сломать по крайней мере храмы, нуждающиеся в поддержании, и поставить стеклобетонные коробки».

Тем не менее вопрос о том, на какие деньги покупаются дорогие иномарки и квартиры в элитном центре, будоражит общественное мнение. Роскошь РПЦ становится показной и вызывающей. Так, автопарк патриарха включает в себя несколько Cadillac Escalade, Toyota Land Cruiser, Mercedes S-класса, включая бронированную модификацию.

rpc_002

Церковные земли используются и под строительство объектов недвижимости. Подтверждением тому бизнес-центр «На Спартаковской». Согласно контракту 30% его площадей должно было отойти правительству Москвы, 70% – инвестору. Но затем в контракт был включён Богоявленский патриарший собор, и власти города передали ему свою долю.

У входа в любую известную московскую или петербургскую церковь есть лавки церковной утвари «Софрино». А вход в храм Всех Святых на Соколе недавно и вовсе обустроили через эту лавку. Таким образом, дорога к храму пролегла через магазин. Причём торгуют в нём не только свечами и молитвословами. Вина, ювелирные украшения, золото – всё это красуется при входе в храм.

Магазины РПЦ – так называемые иконно-книжные лавки именуются таковыми условно. Основную часть их дохода составляют ювелирные изделия, за ними следуют марочные вина. Вся эта «утварь» находится в ведении художественно-производственного предприятия «Софрино», которое возглавляет Евгений Пархаев.

Пархаев является по совместительству председателем совета директоров банка, по нашему мнению, инвестирующего в «магазинный проект» и контролирующего 17% уставного капитала фирмы-подрядчика, на счету которой коттеджный посёлок на Рублёвке, офисные центры на Полянке и в Замоскворечье. Примерно год назад социальные сети обошла скандальная фотосессия дня рождения Пархаева, который он отмечал в банкетном зале храма Христа Спасителя с якобы приглашёнными артистами, девицами, танцами и ломившимися столами...

По нашему мнению, храм Христа Спасителя всё больше начинает походить на некое предприятие или бойкую торговую точку. Несколько лет назад мне позвонили представители одного московского банка и попросили провести у них корпоратив. Я спросила, где будет проходить мероприятие. И мне ответили: «В храме Христа Спасителя». В ответ на моё недоумённое молчание заказчики торжества успокоили: «Не волнуйтесь, там есть и банкетный зал, и гримёрная, и комната отдыха, если что...» Опережая вопросы, скажу, что я отказалась.

Роскошь – черта не только некоторых российских священников. Стоянки под зданиями Верховной рады, задний дворик Трапезной церкви в Киево-Печерской лавре (въезд туда разрешён лишь духовенству) напоминают скорее элитный автосалон. Журналисты обнаружили там, в частности, массивный внедорожник Honda Pilot (от 45 тыс. долларов с учётом скидок), BMW X5 (от 100 тыс.), Mercedes-Benz S500 (от 150 тыс. долларов).

Владыка Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (УПЦ МП) ездит на Lexus LS (от 120 тыс. долларов), его руководитель, митрополит УПЦ МП Владимир, как и его давний соперник патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет, передвигается на люксовом Mercedes-Benz S600 Long (от 200 тыс. долларов). Автомобиль Mercedes-Benz S 500 Long стоимостью от 100 тыс. обслуживает владыку Павла. А настоятель Десятинной церкви архимандрит Гедеон приезжает на службу на Range Rover Vogue, стоимость которого стартует с 79 тыс. долларов.

Вопрос об отношении к роскоши и богатству, судя по всему, начинает тревожить и самих церковных иерархов. Часто они обосновывают свои ответы Священным Писанием. Вот что ответил «Нашей Версии» протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии: «Самым опасным для Церкви считают «стяжательство» её священнослужителей. То есть речь, по-видимому, идёт о том, что священники берут деньги за требы, вообще имеют дело с деньгами, иногда с большими, что, мол, «нехорошо» и что нужно «искоренять». Надо, чтобы они все были «полными бессребрениками, как апостолы» (был такой лозунг в дореволюционной Думе).

Учение о нестяжательстве ложно?

Особенно опасны, дескать, для Церкви богатые священники, которые ездят на очень дорогих иностранных автомобилях и т. д., представляя, таким образом, большой соблазн для своей паствы и остальных людей. Лучше, мол, чтобы «священники были бедными». Уже в свете Святого Писания видна несостоятельность этого ложного учения о мнимом нестяжательстве...

Христос же заповедал нечто совершенно иное, прямо указывая на необходимость имущественного содержания духовенства его паствой. Ещё, посылая 70 учеников своих на проповедь, он заповедовал им: «…В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему…

В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» (Лк.10,4.5.7). Это же учение проповедует апостол Павел, заповедуя своему ученику апостолу Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5, 17–18).

Чтобы получить какой-либо официальный ответ о «происхождении» недвижимости или авто того или иного церковного иерарха, необходимо разрешение как минимум председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

Редакция «Нашей Версии» обратилась с официальным запросом с просьбой прояснить происхождение доходов РПЦ и рассекретить зарплату священников. В ответ мы получили от протоиерея Всеволода Чаплина лаконичное послание: «Спасибо! Полагаю, что это вопросы к финансово-хозяйственному управлению МП. Ваш пвч». Однако в финансово-хозяйственном управлении Московской патриархии отвечать на наши вопросы и запросы не сочли уместным.

popy_rekla

Дружба с чиновником – залог благосостояния

Александр Пикалев, священник Ильинского храма во Владикавказе, в своих взглядах независим и принципиален, активно пишет в социальных сетях, высказывая точку зрения, подчас отличную от официальной. Несмотря на то что отец Александр осторожно оговаривается насчёт того, что не уполномочен делать официальные заявления и вообще говорить о политике, он даёт понять, что сегодня в РПЦ существует раскол мнений по двум главным вопросам: это отношение к делу Pussy Riot и к чиновникам. От взаимоотношений с последними сегодня во многом зависит достаток и прихода, и отдельно взятого священника.

По признанию отца Александра в каждой епархии разное финансирование. Его распределяет Епархиальное управление как считает нужным. Именно по­этому есть храмы с золотыми куполами, возле которых паркуются «Гелендвагены», а есть просто деревенские церкви для 10 бабулек. Отец Александр – аскет.

О своей жизни он рассказывает: «Мне нужны просто сносные бытовые условия, чтобы не думать о быте и отдавать все силы служению. Священник должен быть священником 24 часа в сутки, без выходных и перерывов. Мне платят официально зарплату – 15 тыс. рублей. И она равна средней по региону. Но у меня трое детей и неработающая жена. Государство платит мне пособие 140 рублей в месяц на ребёнка. Мне что-то могут пожертвовать прихожане, например заплатить за крещение или свадьбу, и, таким образом, мой доход может составить иногда 25 тыс. рублей в месяц. Но я живу, как любой другой гражданин, страдая от издержек нашего чиновничьего государства, от властей.

Я не могу получить сносное пособие на ребёнка, не могу быстро и без проблем оформить загранпаспорт. Я от властей скорее страдаю. Но я, вероятно, исключение. Ездили тут, например, на Кипр с группой священнослужителей. Я взял с собой 200 евро – сколько было, так на меня смотрели как на инвалида-колясочника».

Позиция отца Александра состоит и в том, что «расположение властей ещё никого счастливым не делало». «Если кто-то получает за это бонусы – дай Бог, я не ищу такой дружбы. Власть может обратиться к священнику за поддержкой, если считает это нужным. Часто власть опирается на авторитет Церкви, стремится заполучить её в союзники. Лично я никогда не пойду в чиновничий кабинет. Хотя в наше время чаще всего имеют место договорённости: чиновнику нужен рейтинг», – говорит он.

В тему: В России убит известный православный священник, критиковавший РПЦ

К сожалению, такого рода «договорённости» в большинстве случаев и определяют достаток прихода и конкретного священника. И бонусы от властей – это знак благодарности за поддержку. Из чего же сегодня складывается доход прихода и отдельного священника?

Теневая церковная экономика

Каждый приход, монастырь, епархия, находящиеся в каноническом ведении РПЦ, зарегистрированы Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо, которое вправе распоряжаться своим имуществом.

Данные о бюджете Патриархии (центральном церковном бюджете) не оглашались с 1997 года. Совокупный доход всех структур РПЦ не поддаётся внешней оценке в силу децентрализованности бухгалтерии, малодоступности бюджетов приходов (они утверждаются ежегодно на приходских собраниях, но за пределы прихода обычно не выходят) и отсутствия доступа к бухгалтерской отчётности епархий и Патриархии.

Публицист Николай Митрохин в книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» всё же попытался проанализировать некоторые тайны церковной экономики. По его подсчётам, доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов: средства, полученные от продажи свечей; пожертвования за требы и поминовения; тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений); доходы от торговли утварью и книгами.

По его оценке, подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия приносят около 600 млн рублей в год, стоимость активов приближается к 2,3 млрд рублей. Нельзя забывать, что действующее в РФ налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций. Например, они освобождены от таких налогов: на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения, на имущество, используемое для религиозной деятельности, на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Плюс неучтённая касса. Венчание в храме Христа Спасителя стоит, например, 10 тыс. рублей, крещение ребёнка – около 1,5 тыс. рублей, отпевание – примерно столько же. Прайс-лист висит прямо в церкви вопреки расхожему постулату о том, что каждый может пожертвовать столько, сколько сможет.

Когда я крестила свою дочь в храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, нам сразу озвучили сумму в 1,5 тыс. и сказали, что запись производится на определённые дни, когда «набирается» сразу несколько младенцев. Индивидуальное крещение идёт по отдельному тарифу. В зависимости от внесённой суммы родителю позволительно даже прочесть самому проповедь с амвона, как это было в храме Ильи Пророка в случае с Филиппом Киркоровым, крестившим там дочь.

Не святой – не значит преступник

Вера и христианство во все времена были для России если не национальной идеей, то одной из её составляющих. И православие всегда было символом прежде всего духовности. Справедливости ради надо сказать, что и сейчас роскошь – атрибут далеко не всех приходов.

Долгое время я была прихожанкой Черниговского скита, что под Москвой, не доезжая Троице-Сергиевой лавры. Аскетичное кирпичное сооружение, которое монахи и послушники ремонтировали, кажется, сами, и скромные деревянные кельи... В трапезной сидели на деревянных скамейках. Главное, за чем туда ехали – за словом пастыря, настоятеля скита отца Феофилакта. А всего через несколько километров – Троице-Сергиева лавра с золотыми куполами...

Истина всегда лежит где-то посередине. Большинство сегодня составляют небольшие небогатые приходы, настоятели которых просто выживают, как и их прихожане. Очень часто мы проецируем жития святых на жизнь большинства священнослужителей.

На такой духовный подвиг способны не все. Протоиерей Георгий Городенцев считает: «Жизнь пустынников, которые наиболее воплощают в себе идеал настоящего христианского нестяжательства, считается более совершенной, чем жизнь общежительных монахов. Однако менее совершенное не есть что-то порочное, достойное осуждения и нуждающееся в искоренении. Так, к примеру, доброе христианское девство совершеннее христианского же брака, но это не значит, что оно этим своим совершенством отменяет брак. Ибо люди разнятся по своим духовным качествам, нравственному совершенству и телесной крепости».

Нельзя обвинять любого человека по принципу: если не святой – значит преступник. Ведь между святыми и преступниками есть ещё масса обычных людей. Такова и основная масса наших священнослужителей. Они, может быть, и не заслуживают особой награды, как апостол Павел, но не могут быть и порицаемы за то, что имеют деньги, иногда большие, и распоряжаются ими.

Государственные деятели ходят в церковь и по велению души

После падения коммунистической идеологии в духовной жизни общества возникла пустота. Большинство поклоняется деньгам. Запрос на моральный стержень породил новую волну интереса к религии среди населения и политиков. Это касается не только христианства в целом и православия в частности, но и других религий, особенно в национальных респуб­ликах. Других институтов морального сближения людей у нас пока не придумали, и религия – далеко не худший вариант.

К сожалению, церковь и чиновники уже слишком сблизились. Критикуют и лицемерность государственных деятелей, которые ещё вчера состояли в КПСС, а сегодня уже стоят в храме со свечкой. Но если допустить как идею, что чиновники независимо от категории – это не киборги, а такие же люди, как мы с вами, то сразу возникает совершенно иная картина. Может быть, им тоже необходим духовный стержень. Есть чиновники, которые стали посещать службы в храмах регулярно. Камеры не раз ловили Владимира Путина, посещающего церковь. И был он там не только перед выборами. Во время православных праздников, в поездках по России он бывает в храмах.

Согласно данным опроса «Левада-цент­ра», число людей, причисляющих себя к православным, за 10 лет выросло на 19%. Очевидно, что идеями христианства интересуется всё больше людей, растёт число прихожан. И храмы должны соответствовать их запросам, должны богатеть, должны появляться новые культовые сооружения. Но во всём, конечно, должна быть мера.

Ирина Мишина, газета «Наша Версия»

You have no rights to post comments