По воле грозного сатрапа
Не стало РАППа
Не радуйся, что умер РАПП,
Ведь жив сатрап.
(Николай Эрдман)
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей, созданная в 1925 г. В 32-м, когда внутри РАППа просто ожесточилась борьба за власть до невероятных размеров, и некоторые писатели уже были расстреляны, как троцкисты, этот гадюшник и преобразовали в другой - Союз писателей СССР. Из пролетарской культуры и родился соцреализм. Творчество, отвечающее задачам партии. Творческий человек того времени был обречен на соцреализм. Но оболванить талант не так просто. Ни сотрап, ни сама Система не может настоящий талант держать в зазомбированном состоянии. Это противоестественно природе.
И хотя в конъюнктуре Совка подчас встречалось кое-что и талантливое, особенно в живописи, но народ тянулся к другому. Тошно было видеть со всех сторон счастливые лица рабочих и колхозников и негодующие карикатуры, разоблачающие капитализм. Вот в этом соцреализме и прошла большая часть моей жизни. Сначала этот суррогат вызывал отвращение, а потом и презрение. Искусственная жизнь. Фальшивка. Показуха. Туфта.
Мы бежали от этого в разный театральный авангард, ища везде подтекст правды жизни. Как же мы тогда любили театр! До сих пор сохранились в памяти спектакли Темура Чхеидзе, еще его грузинского периода. Особенно Шекспир в современной одежде. В модных тогда длинных кожаных плащах. Черт, как же они играли современного Шекспира! Это была какая-то особая аура духовной солидарности зрителя - вердикт соцреализму. Сегодня руины всех этих рудиментов Совка стали составляющей соц-арта целой эпохи симулякра социализма. А теперешняя отдаленность от того времени даже делает этот соц-арт очаровательным.
Если посмотреть на формы культур, то в любом обществе существует культура доминирующая и малые культуры - субкультура. Они могут не противоречить доминанте содержанием в себе общего языка, манерами поведения, одеждой, взглядами и обычаями, но эти различия могут быть очень сильными. Когда-то, еще в Совке, меня поразило увиденное в Азербайджане вот такое сильное различие между сельской культурой, коей и казалась тогда вся республика, и городской-бакинской, не просто разной городской - ее не было, а была элитарная бакинская субкультура. Это было разительно. Бакинцы даже без акцента говорили по-русски.
Что же касается нас сейчас, то наша доминирующая культура находится в катастрофическом упадке. На передний план вышли малые формы субкультуры городской, которая не имеет единого типа: львовская, киевская, донецкая - они разные.
С приходом донецких во власть, мы получили контркультуру, а она всегда отличается и противостоит доминирующей культуре. Ее формы - этноцентризм (аморальность) и релятивизм - проще говоря - потреблядство.
Все это выросло на хорошо удобренной соцреализмом почве целой плеяды видных и заслуженных мастеров не только Советской Украины, но гораздо шире - всего СССР. Из соцреализма в "Бриони" и родился янукореализм с его " Покращенням". Ирония заключается в том, что "Покращення" - это воплощение всего, против чего боролись творцы соцреализма. И манера, и стиль янукореализма пусть в гротескной форме, но это и есть производная течения соцреализма. Инь и Янь в одном. Весь ужас в том, что все это в той или иной степени продолжает оставаться содержанием нашей культуры, до сих пор соответствуя эстетическим запросам общества.
Вся эта дивная трансформация соцреализма в еще один симулякр - янукореализм с его антитезой - азаровоидеализм, уже прочно вошли в нашу жизнь. Как сказал мой друг, - дуализм двух этих идей и есть новый мировой творческий мейнстрим в современном "центральном", не "западном" или "восточном", а именно так, с большой буквы "Центральном" искусстве. Соцреализм от янукореализма отличается тем, что в первом случае, главный герой - "радость-счастье" все время кажется каким-то лишним, навязанным, а во втором - безысходность какая-то настоящая, кристально чистая. И вроде ее нет, и по сюжету она не к месту. Но она всюду, кричащая и реальная, все выразительные формы только о ней, и вокруг нее. Но при этом ее никто не называет прямо, упоминание о ней табуировано не страхом быть не понятым, а ужасом быть осмеянным обществом, как человека сказавшего истину, пошлую, избитую и понятную до безобразия. Люди искусства, познавшие старую как мир истину - продается пошлость, понятная массам, уставшие от монетизации потакания вкусам толпы - массового потребителя, начали кормить его новой, неистовой формой реализма, замешанной на подлинном чувстве. Чувстве безысходности борьбы с пошлостью и настоящим драйвом современного искусства - безвкусицей больших денег, которые всегда правы. Большие деньги в искусстве рождают массовость, массовость основа серости, серость рождает пошлость. И вот пошлость родила янукореализм, рафинированный и последний крик настоящего, умирающего творчества.
Еще 20 лет назад искусство делалось на языке самого искусства. Но почему эстетическое начало стало играть такую важную роль в политике? Эстетика освободила политику от привычных её понятий, превратив в объект массового зрелища, ибо доминирующие в ней ранее понятия и функции просто амортизировались, а некоторые и вовсе умерли. Однако подмена элементарных функций эстетическими, приносит тяжелые последствия. В тоталитарных обществах всегда государство узурпировало и присваивало себе эстетические функции, заменяя насилием и мистицизмом демократию и гуманизм.Соцреализм не рекомендовал изображать негатив. Не принято было показывать даже инвалидов - только красоту. Но красотой тогда и лозунгами о "покращенни" сейчас, а так же подменой функций нельзя вечно держать на плаву неработающую экономику, образование, науку. Однако можно попробовать заменить все это манюпасу массовым зрелищем, как компенсацией за те лишения, которые он уже испытывает и которые ему еще придется испытать. За зрелищем можно какое-то время и прятать все свои недостатки и непрофессионализм. Однако все эти недостатки становятся такими явными, что их компенсация будет обходиться с каждым тем дороже и дороже.
Контркультура янукореализма под названием "Покращення" - это нечто на первый взгляд необъяснимое с точки зрения самого искусства. Ибо само искусство превращается в некий атавизм. В нем нет больше необходимости. Истинным искусством становится сама жизнь. Великий демиург Украины - Янык (прости Господи) и остальные творцы от "Покращення" показали всему изумленному миру, что такое истинное искусство. Это когда само искусство стало поголовной составляющей жизни общества. Это когда творчество возвысилось над реальностью, когда форма начала смеяться над содержанием и где художественное восприятие происходящего - это не просто мерило успешности, а скорее способ выживания. Где уже реальность (по Бодрийяру) заменилась гиперреальностью, которая не соответствует больше никакой реальности и представляет собой чистый симулякр самого себя - полную утрату реальности.
Почему с нами все это произошло? Мне абсолютно понятно. В 99-м году вышел очень забавный российский фильм Виталия Москаленко с Олегом Янковским и Сергеем Безруковым "Китайскій сервизъ". Там шулера на пароходе "Святой Николай", который идет по Волге, пытаются обыграть в покер Фрола Сатановского, одного из самых богатых купцов Российской империи. Это было совершенно гениально, какой театр там устроили шулера, изображая купцов, графов, нефтяных магнатов, скотопромышленников. Там даже тараканы играли свою роль. Для шулеров работа - это и есть театр, в полном смысле этого слова. Не просто театр, но еще и опасный театр. И вот шулера пришли к власти, продолжив там свой опасный театр, только уже разводя лохов в масштабах всей страны, превратив не только политику, но и само искусство в чистейший симулякр.
Как утверждает мой друг, новая эпоха возрождения, начинается именно так, именно здесь и именно сейчас. Вселенский хаос рождает вечность только для тех, кто допускает саму мысль о невозможности постичь его любыми законами, в основе которых лежит мера и ее мать - ограниченность. Там, где пересекаются параллельные миры, там, где сходятся в точку невозврата параллельные прямые, рождается настоящая власть искусства над миром. Пусть пародийно, пусть непривычно, пусть наивно, но в нашу жизнь твердой поступью уже вошел янукореализм и его цыганенок азаровоидеализм.
Источник: ofeliyadd.livejournal.com
Комментарии
Речь о захлестнувшем нас бескультурье и просто хамстве? о разрушении системы образования? сильном материальном расслоении? Но тогда где же тут симулякры? увы, все по-настоящему.
В самом деле, не заняться ли нам поиском продуктивных тенденций искусства в затянувшемся безвременье пост-модерна? И если уж на то пошло, то назвать овоща демиургом - чистое "прости Господи", да и азаровщина ни разу не идеализм.
RSS лента комментариев этой записи