Не кричал о трагедии Оксанки Макар в первые дни, когда это случилось. Думаю, сделал правильно. Очень много веских и нужных слов было сказано и без меня. А меня, по крайней мере, сейчас не одолевают комплексы, что, чего-то не додумал, не сумел выразить, где-то не так акцентировал, где-то не нашел нужных слов, чтобы выразить боль. Легко было сбиться на ставшие уже приевшимися осуждение и презрение к нынешней власти. При которой безнаказанность неофеодалов и их отпрысков, если пока ещё и не освящена законом, то стала устойчивой и почти непререкаемой традицией. Легко было не вовремя начать делать «обобщающие выводы» и ставить «диагнозы»… И забыть о конкретной боли конкретного человека.
Сегодня Оксанке уже не больно. Боль ушла вместе с нею.
Я не очень понимаю в траурной этике, но думаю, сегодня будет уместным напомнить, чем стали боль, трагедия и теперь уже смерть Оксанки для простых людей в Украине.
Думаю, каждый человек, проживший определённый промежуток времени, имеет право на историческую оценку этого самого промежутка. Я николаевские события в защиту Оксанки ставлю в один ряд с майданами: Оранжевым и Налоговым. Причем, если по массовости николаевские уступают киевским, то по духовному накалу, значимости для нравственного взросления общества в Украине… Впервые люди поднялись не за свои экономические интересы, даже не за своё достоинство, а в защиту другого человека. Одного простого человека. Не политика. Пусть меня поправят, но я ничего подобного в Украине не припоминаю.
Я снимаю шапку перед теми, кто первым принял решение «не пройти мимо», не молчать, бороться, сумели поднять общественность сначала города, потом страны, а потом и всей Европы. Их имена прозвучали с телеэкрана, но не запомнились. Сначала я хотел найти их в Интернете, но это оказалось не так просто. Немного подумав, я решил и не искать. А может, они и не хотят, чтобы их имена трепали на всех экранных и бумажных страницах? Людям, способным поступать благородно, думаю, пиар не нужен. Это как-то несовместимо – благородство и пиар.
Я помню времена, когда молодежные идеологи типа Тигипко внедряли в сознание тезис-лозунг: «Если не я, то кто же?». Если не я перевыполню пятилетний план, то кто же? Если не я буду строить БАМ, то кто же? Потом у «вожаков» громкий лозунг трансформировался в тихие правила: «Если не я хапну, то кто же?», «Если не я сохраню нахапанное, то кто же?».
И скорее не благодаря, а вопреки (такое тоже бывает) призывам «вожаков», во времена моей молодости встречались люди, жившие по моральному принципу «Если не я, то кто же?» Если не я приду на помощь слабому, то кто же? Народ в то время называл их «дон кихотами». Скорее все-таки уважительно, чем иронически.
Уже много лет, до Николаева, я не слышал о «дон кихотах»…
Я снимаю шапку перед ребятами, первыми бросившимися отстаивать и организовывать других на защиту поруганной чести и жизни, бороться за справедливое возмездие для насильников и садистов. Боюсь ходульных выражений, но то, что они сделали – гражданский подвиг. Равному которого по силе нравственного воздействия на общество не припомню.
Даже многие политические фигуры (не все, конечно), занятые в преддверии выборов раскруткой себя, любимых, не поспешили примазаться к движению в защиту Оксанки Макар и за возмездие садистам-отморозкам. Поняли, что это не их «поле»? Другие причины? Не знаю… Знаю только, что готов их даже чуть-чуть зауважать, если у них и дальше хватит ума и такта не пачкать политикой и не опошлять чистое и праведное начинание.
Я снимаю шапку перед всеми гражданами Николаева, откликнувшихся на боль девочки Оксаны, сдавших кровь, сказавших свое твердое «нет!» коррумпированной правоохранительной системе и устоявшейся традиции безнаказанности нынешних хозяев страны.
Я вынужден признать (дай Бог ошибиться!), что в моем городе пока такое невозможно. Около года назад здесь произошло преступление, подобное николаевскому. Не настолько вопиющее, но по той же «схеме»: от рук мажоров погиб невиновный человек. Сначала попытки поднять жителей наткнулись на «знал, с кем связывается», «бесполезно» и «дон кихотство», потом и вовсе разбились о позицию родственников, «простивших» ублюдков.
Я люблю свой город. Но это не относится ко всем его жителям.
Как и следовало ожидать, зная традиции большой части украинских СМИ, сегодня в них изо всех щелей лезет «объективная» информация. А Оксана то и не из «такой» семьи, и время свободное проводила «не так». А отморозки и не совсем мажоры, а полусироты и вообще…
Гадко все это комментировать, но буду.
Господа хорошие, борзописцы вы объективные, защитники "объективности", вернее, «реального положения вещей», устоявшегося и ставшего незыблемым расклада, когда меньшинство, власть и богатство, правит и делает, что хочет, а большинство, народная масса, терпит и выживает как может. А как только масса подает сигнал, что дальше жить так не хочет, вы быстренько начинаете переводить все в «конкретные» и «частные» случаи… А вы не слышали, что конкретика, когда ее, похожей, очень много, иногда может стать символом?
Не знаю, возможно, судьбе было угодно, чтобы Оксана стала мученицей. И чтобы ее имя и образ, как символ, начали жить отдельной жизнью.
А её истязателями народное сознание назначило мажоров. Тоже символом. Не задумываетесь, почему не криминальных бандитов, не воров, не бомжей, не маньяков? Народ назначил мажора символом беспредельного надругательства власти и жирных котов над собственным народом. Потому что с беспределом мажоров народ сталкивается каждый день.
Когда в народном сознании рождаються символы-мученики и символы-истязатели, это для вторых часто ничем хорошим не заканчивается.
Думайте, господа властьимущие и законыимеющие. Думайте, господа, шепчущие о «конкретных» вещах и ситуациях. И свои говнометы и грабалки прочь от народного символа!
А может, Оксанке когда-нибудь поставят памятник? Не надгробие, а памятник. Как той, чья личная боль, трагедия и смерть стали поворотным историческим моментом в становлении гражданского и нравственного общества в Украине. Не знаю, есть ли памятники с подобным смыслом в мире. Но мне очень хотелось бы дожить до того времени, когда такой появится на моей Родине.
Комментарии
Не думаю, что она даром жила на этом свете. Может быть, как раз для того, чтоб большинство, скованные страхом и безразличием, наконец то встрепенулись и покончили с этим беспределом в целом.
Пусть не по закону, но будет...
А девочка...
"Символ", "памятник", "мученица" - всё это просто слова.
Ей было 19! она жить хотела! а умирала в страшных мучениях, в СОЗНАНИИ!
Это страшно...
Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал символом "становления гражданского общества" ТАК ?
Только сумасшедший скажет "Да" , типа ради будущего...
И говорить, какой она была - надо! Такие дети в зоне риска,
если бы она умерла сразу, этих нелюдей никогда бы не нашли - никто бы и пальцем не пошевелил.
И сколько неопознанных трупов находят! А сколько НЕ находят!
Потому что никто не ищет! Такие семьи никого не интересуют ни государство, ни общество...
Земля тебе пухом, девочка, извини...
RSS лента комментариев этой записи